Историческая справка « Орловский муниципальный драматический театр "Русский стиль" имени М. М. Бахтина: Официальный сайт
Заказать билеты

Историческая справка

SONY DSC

Муниципальный театр «Русский стиль» открыт в 1994 году при управлении культуры города Орла и стал четвертым театром в городе. Название его обосновано тем, что в основу работ положены лучшие традиции русской реалистической литературы. В то же время театр «Русский стиль» постоянно опробует новые формы и жанры, находится в активном творческом поиске.

Художественный руководитель В.И. Симоненко начал формировать труппу из молодых актеров. До сегодняшнего дня в театре играют А. Аленчева, О. Тищенко, А. Столяров. В ее состав вошел и С.В. Фетисов — бывший актер Тургеневского театра, блистательно игравший в спектакле «Люди и мыши». К труппе присоединились засл. арт. России М. Н. Соколова, А. Ващенко, А. Горб.

Первой постановкой театра стал спектакль для маленьких зрителей «Золотой ключик». Этим волшебным ключиком «Русский стиль» открыл для многих своих зрителей неповторимый мир нового театра.

За первые полгода существования театром было сыграно 150 выездных спектаклей и 40 концертных программ.

В 1998 году театр открывает новый сезон в собственном помещении, старинном здании на улице Тургенева. Это стало замечательным подарком для театралов в этот юбилейный год – год столетия МХАТа. С первых же спектаклей, прошедших здесь, стало ясно: театр намерен не просто иллюстрировать классику, а вести со зрителями серьезный философский разговор на вечные темы. В числе которых – смысл жизни, назначение искусства, природа театра.

Первой программной постановкой стал спектакль «Реквием» по пьесе Л. Андреева. Спектакль создавался из образов, символов, аллегорий и приоткрывал завесу над священными тайнами искусства театра.

«Посмотрите, как ярко пылает камин в зрительном зале! В завораживающем танце – в унисон с игрой пламени – полыхают шелковыми языками рукава огненно-красного кимоно артиста. Огонь бушует в камине. Огонь играет на сцене… Это не просто привлекательный режиссерский прием – это программный символ театра, его кредо: театр-огонь, дающий свет и тепло милосердия». (Т. Павлова)

Следующим спектаклем театра стала постановка пьесы Нины Садур «Ехай!». Вслед за автором пьесы театр поднял вопросы веры, искусства, человека. Этим спектаклем «Русский стиль» заявил о себе как театр, говорящий о главных человеческих ценностях в общей жизни и для каждого в отдельности.

А затем грянула «Гроза». Театр увидел и показал новое понимание сегодняшнего дня. Спектакль продемонстрировал, как из поколения в поколение переходят нравственные проблемы, живые и по сей день.

«Перед зрителями предстали две Катерины, два одинаково ясных «луча», выбивающихся из двух разных эпох: нынешней, джинсово-мафиозной, и сказочно-патриархальной – прошлого века. Две истории на один сюжет существуют в спектакле параллельно – герои словно отражаются в кривых зеркалах времени: две Кабанихи, два Тихона, два Диких… И только Кулигин да Борис проникают из одного времени в другое не меняясь, первый – ведомый чистотой устремлений, второй же – силой любви» (Р. Родницкий)

Уделяя большое внимание историческому прошлому нашей страны, театр включал в свой репертуар такие спектакли, как «Императрица», посвященный судьбе Екатерины Великой (литературный сценарий М. Соколовой), «Голуби» М. Угарова, «Зачем печалишься, душа моя…» по пьесе А.и К. Смородиных.

«Императрица», премьера которой состоялась в мае 1999 года, рассказывал об интереснейшей личности в истории государства Российского – Екатерине Второй. Благодаря совместной работе автора сценария и актрисы, исполняющей главную роль, М. Соколовой и режиссера В. Симоненко исторические события воплотились в форму мистического триллера. Емельян Пугачев, светлейший князь Потемкин-Таврический, свергнутый и злодейски убитый царь Петр III, княжна Тараканова, несчастно рожденный Иоанн Антонович – все они принимают участие в «суде совести», устроенном самой Екатериной в час, когда императрица уходила в мир иной.

«Это не только мистика, но и размышления о смысле жизни, попытка как бы отстраненно взглянуть на себя и свою жизнь, оценить все беспристрастно. Императрица в спектакле не ужасающий призрак, а освобожденная душа, вернувшаяся на землю: земное притяжение для нее еще велико, еще работает ее воображение. Таков был замысел. Моей героине мало одной земной жизни – настолько велики и масштабны ее дела, и она продолжает размышлять над ними после смерти» (из интервью М. Соколовой)

Театр «Русский стиль» делает серьезный акцент на классический репертуар, подчеркивая свою сопряженность с мощными традициями мировой культуры. В его репертуаре рождаются «Французские средневековые фарсы» и «Старинный русский водевиль», собственная, нетрадиционная версия «Эзопа» и спектакль о японском писателе Акутагаве «Дневник гейши», спектакль по рассказу Н.С. Лескова «Грабеж» — классика, тесно связанная с сегодняшним днем. Содружество художественного руководителя В. Симоненко и артистов помогает создавать необычные и яркие спектакли. Так, «Дневник гейши», в основу которого положены произведения и дневниковые записи японского писателя Акутагавы Рюноске, создается на основе моноспектакля артиста А. Липова, который составляет инсценировку, основывая ее на событиях последнего дня жизни писателя, и сам поочередно исполняет роли пяти персонажей. У каждого из них своя боль и концепция жизни и смерти, а спектакль в целом поднимает вечные проблемы жизни и смерти, любви и предательства, творчества.

В 2012 году спектакль принимал участие в 3-м международном фестивале камерных и моноспектаклей «LUDI» и был награжден за лучшую работу художника.

Одной из больших удач театра стал спектакль «Эзоп», имя баснописца для орловцев и сейчас тесно связано с героем постановки «Русского стиля». «За Эзопом из «Русского стиля» не хочется идти на баррикады. Его хочется слушать, внимать мудрости человека, волею обстоятельств оказавшегося рабом… А прежних спектаклях Эзоп откровенно торжествовал над поверженным рабовладельцем. Здесь он сочувствует своему властелину, который, кстати, ощущает себя человеком, попавшим в полную зависимость от собственного раба. Так у кого же больше свободы – у раба или у хозяина?.. Спектакль о том, что каждый человек за право собственного выбора должен быть готов расплатиться жизнью. И не имеет значения, кто он – бесправный раб, простой смертный, богач или выдающийся деятель, которому дозволено почти все» (В. Евграфов)

В 2005 году художественному руководителю театра «Русский стиль» Валерию Симоненко присвоено звание «Заслуженный артист России». На каждый сезон в театре «Русский стиль» разрабатывается определенная концепция. Театр берется освоить эстетику новой драмы, вырабатывая новый сценический язык. Поиски театра — в синтезе смежных искусств — пластики, кино, телевидения, звуковых экспериментов, эстрады, в разработке тонких психологических ходов в характере персонажей, в новом звучании слова. Новая драма дала сильный толчок поискам новых эстетических приемов. Тогда же театр начинает работу со специальной техникой, которая создает иллюзорные декорации взамен реальных и продуцирует так называемое «инфернальное» освещение. В репертуаре театра появляются спектакли, которые вызывают широкий интерес зрителя и вызывают горячие споры: пьесы Алексея Слаповского «Рождение» («Девочки, кто хочет 250 тысяч») и «Ревность». Серия завершается принципиально новые сценические произведения — «Аты — баты» по пьесе Евгения Гришковца «Зима», сатирическая комедия А. Марданя «Одиннадцатая заповедь» и анти — мистерия Ивана Вырыпаева «Бытие — 2».

Постановки по пьесам современных драматургов были объединены в единый цикл под названием «Комедия человеческой жизни». Целью его было последовательно показать становление человека на разных этапах; «дать исследование человеческой жизни, начиная от стадии зародыша и кончая смертью» (В. Симоненко)

Обращаясь к историческому прошлому нашей страны и Орловщины, «Русский стиль» ставит спектакль «Зачем печалишься, душа моя?» — единственный спектакль по пьесе А. и К. Смородиных, в которой воссоздается образ ученого М.М. Бахтина. Возвращая почти утраченное имя нашего великого земляка, театр воссоздал обстановку самых трагических дней его жизни. «Спектакль охватывает маленький отрезок жизни философа – шесть часов, всего лишь одну ночь, бессонную, мучительную, переломную, между гимнами Советского Союза. Спектакль обладает удивительной силой. Он словно обволакивает, вовлекает в действо. И эти шесть часов из жизни ученого вдруг становятся и вашими. Это вы пытаетесь ответить на извечные вопросы бытия: о вере, Боге, любви, свободе, смерти. Вы мысленно спорите или соглашаетесь с Бахтиным, наконец, просто сопереживаете. Бахтин в спектакле не только крупный ученый, он обычный человек: страдающий, уставший и безумно тоскующий» (О. Чанова)

Роль М.М. Бахтина стала первой ролью, сыгранной в театре «Русский стиль» ведущим мастером сцены, лауреатом премии «Хрустальная Жар-птица», Е. Безрукавым.

В юбилейный, 15-ый театральный сезон «Русский стиль» обращается к творчеству В.Шукшина, которое в наши дни продолжает оставаться актуальным. Современный человек тоскует по идеалам, жизнеподобным характерам, близким каждому, по человеку с его простыми болями, проблемами и маленькими победами над неурядицами жизни. Герои повести для театра «А поутру они проснулись» оказались именно такими. История о мужчинах, каждый из которых волею судеб оказался в камере вытрезвителя, завершается гимном жизни, который приподнимает нас над проблемами и заставляет верить в наступление лучшего дня.

30 июня 2011 года решением Орловского городского совета народных депутатов театру было присвоено имя М.М. Бахтина.

«Уже в манифесте открывающегося театра были указаны цели и задачи, отвечающие бахтинскому духу – поиск ответов на «проклятые вопросы», которые мучили русских писателей и философов. Это имя сопровождало театр на протяжение всего существования, театр постоянно развивал его идеи смеховой культуры, карнавализации жизни. Недаром в репертуаре театра несколько постановок, касающихся эпохи Средневековья. Оглядываясь на Бахтина, мы искали каждый раз свое, неповторимое, художественно оправданное решение, сопрягая свои радости и боли с условиями сегодняшнего мира» (В. Симоненко)

В настоящее время «Русский стиль» работает и с классикой, и с  новой драмой. Репертуар театра формируется на той эмоциональной ноте, которая настраивается сегодняшним дыханием человека, его эмоциональным состоянием. При постановках и классики, и современной драматургии присутствует точное попадание в проблему сегодняшнего дня, стремление сопоставить два поколения, сравнить их нравственные устремления, обнажить их жесткую непримиримость и парадоксальное звучание. Что бы ни ставилось на сцене, во главе угла неизменно остается внутренний мир человека.

В настоящее время театром разработана программа «Классика и писатели-орловцы», в рамках которой идет работа над классическим наследием писателей-реалистов. В сезоне 2012 – 2013 года были поставлены пьесы М.Горького «Егор Булычов и другие», А.Н.Островского «Невольницы». Юбилейный ХХ театральный сезон был открыт спектаклем по пьесе Л. Андреева «Мысль», затем вышел спектакль по рассказам И. Бунина «…И плывёт корабль». Однако современная драматургия не уходит из репертуара театра. Театром поставлены спектакли по пьесам ведущих современных российских драматургов: «Детектор лжи» В. Сигарева и «Клинч» А. Слаповского.